«Waterwalker» – легендарный документальный фильм Билла Мэйсона 1984 года

Обложка «Waterwalker» - документального фильма Билла Мэйсона. 1984 год

«Waterwalker» (Идущий по воде) – это хроника нескольких месяцев жизни художника/режиссёра/канойщика Билла Мейсона, которые он провёл в прекрасных и нетронутых природных условиях в районе озера Верхнее в Онтарио, Канада.


Кратко о фильме

В фильме нет каких-то остросюжетных поворотов и борьбы со смертью – обычный с виду человек в наслаждается природой, прогуливается по озеру на каноэ, совершенно не обременённый мыслями о стрессах, обязательствах, загрязнении окружающей среды и сумасшедшем темпе городской жизни. Мейсон путешествует в каноэ (за ним следует его оператор, который отлично справляется со сложной местностью), иногда делая привалы, чтобы поесть и достать художественные принадлежности и запечатлеть особенно живописный вид.

Спокойное повествование Мейсона добавляет фильму пленительную безмятежность, которая иногда прерывается размышлениями о Боге. Фольклорная музыка Брюса Кокберна прекрасно дополняет фильм.

«Waterwalker» очаровывает тех из нас, кто так любит спокойствие и безмятежность природного мира. Мы живём приключениями Мэйсона, и фильм вселяет желание последовать его примеру и «бросить всё это».

Также фильм можно посмотреть прямиком с NFB, где фильм был цветокорректирован и картинка стала немного светлее. Плеер находится внизу статьи.


Рецензия от Albert Ohayon (куратор в National Film Board of Canada)

Albert Ohayon фото

Я просмотрел более 7000 фильмов NFB (Национальный Совет Кинематографии Канады) как часть моей работы. Меня часто спрашивают какой у меня любимый фильм и я, не колеблясь, отвечаю, что это ода величию природы – фильм Билла Мейсона «Идущий по воде» 1984 года. В этом фильме так много всего, что отзывается во мне на всех уровнях души!

Этот фильм стал последней кино-работой Мейсона после 20-летней карьеры в NFB. Он думал о создании художественного фильма о каноэ много лет, с начала 1970-х, когда снимался в сериале «Путь весла». Никогда не упуская такую возможность, он снимал дополнительные эпизоды, пока снимал свои остальные четыре фильма в надежде использовать эти кадры позже.

В 1979 году он обратился в NFB с просьбой сделать документальный фильм, в котором можно было бы объединить его любовь к живописи и его любовь к каноэ. Мэйсон объяснил, что у него уже есть отснятые 16-миллиметровые кадры, и он сможет собрать остальное материал, если ему удастся поснимать ещё несколько месяцев. Ответ был в лучшем случае прохладным, но его послужной список в конечном итоге заставил продюсеров дать зеленый свет, чтобы снять дополнительные кадры, но только для того, чтобы продлить тайминг фильма до одного часа – NFB интересовала продажа фильма только для телевидения.

Съёмки фильма

Мейсон снимал в течение следующих нескольких лет, в промежутках монтируя фильм, чтобы показать продюсерам, которые чувствовали, что черновой монтаж не имел структуры. Мейсон понял, что у фильма не было центральной темы, и начал переделывать его как оду величию природы. Он хотел развеять миф о том, что природа была опасным местом, о чем свидетельствуют многие документальные фильмы о дикой природе. Он был готов работать над одночасовым фильмом, но чувствовал, что мог бы сделать гораздо больше, если бы фильм был расширен до полной длины. NFB отказался сделать это и попросил Мэйсона найти сопродюсера, чтобы покрыть часть необходимых для этого расходов.


Размышления о Боге

Мейсон был директором-основателем IMAGO, некоммерческой организации, которая поддерживала художников и художественные проекты с библейской или духовной тематикой. IMAGO естественным образом подходил для «Waterwalker», и Мейсон попросил их совместно продюсировать фильм, так как он хотел, чтобы в нём было духовное послание. Они согласились предоставить деньги и съёмки возобновились.

Я должен отметить, что это духовное послание является одной из причин, по которой фильм так резонирует во мне. Как утверждает Мейсон, природа подобна гигантской художественной галерее с Богом в качестве художника. Вместе с кинематографистом Кеном Баком Мейсон снял несколько захватывающих дух сцен на озере Верхнее в Онтарио. Логистика при съёмках по такой пересечённой местности, должно быть, была огромной проблемой для Бака, но результат того стоил. Интересно отметить, что Мейсон также включил в конечный продукт короткие эпизоды из своих ранних фильмов «Paddle to the Sea» и «The Rise and Fall of the Great Lakes».

Музыкальный ряд

Брюс Кокберн заинтересовался проектом и согласился поддержать фильм с помощью коллеги-музыканта Хью Марша. Единение музыки и картинки произошло гармонично и я знаю не так много других фильмов, в которых музыка так усилила бы визуальный ряд.

Кокберн и Марш мастерски поработали над тем, чтобы передать лирическое настроение образов.

Голос Мэйсона

В декабре 1983 года, когда съёмки закончились, Мейсон ушел из NFB, чтобы полностью посвятить себя живописи. Он решил сам читать закадровый текст в фильме. Я думаю, что это одна из сильных сторон картины. Автор рассказывает о своём опыте по-своему, общаясь с нами напрямую с просьбой поделиться историей его путешествия. В некоторых эпизодах добавлены голоса коренных жителей, чтобы взглянуть на красоту природы по-иному. Интересно, что одна из самых больших проблем для продюсеров в NFB заключалась в том, что Мейсон может показаться слишком эгоистичным, если он сам будет вести повествование. Вместо этого они решили нанять профессионального закадрового актёра. К счастью, эта идея была отброшена.

Премьера

Готовый фильм был переписан на 35 мм плёнку и впервые показан 25 августа 1984 года на Всемирном кинофестивале в Монреале. Бурного успеха не последовало и NFB (которая имела все права на распространение) решила продать фильм на телевидение. Мейсон всегда хотел, чтобы фильм показывали на большом экране, поскольку полагал, что большой экран – это единственный способ, который мог передать аудитории всё великолепие и мощь Озера Верхнее по-настоящему. Он убедил IMAGO купить театральные права у NFB, после чего они арендовали один из театров в Rideau Centre в Оттаве, чтобы показать фильм.

Успех был ошеломительным! Фильм показывали с аншлагом в течение шести недель. В результате Waterwalker был выпущен в прокат по всей Канаде осенью 1986 года и получил массу положительных отзывов. Фильм был номинирован как лучший документальный фильм на церемонии Genie Awards, но проиграл другому фильму NFB, Final Offer.

Приглашаю вас посмотреть этот фильм и принять участие в прекрасном путешествии Мейсона. Возможно, вы будете глубоко тронуты его посланием, как я, а может быть и нет. В любом случае, красивые образы и прекрасная музыка Брюса Кокберна наверняка произведут на вас неизгладимое впечатление. Наслаждайтесь.

Автор рицензии: ALBERT OHAYON – куратор коллекции англоязычных фильмов в Национальном совете кинематографии Канады с 1984 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top