Современное каноэ из стекловолокна

Итак, вы только что купили современное облегчённое каноэ. Это хорошо. Теперь, давайте сделаем его тяжелее. Это кажется нелогичным, но применение современных облегчённых материалов, сделавшее вашу лодку легче для транспортировки, на самом деле сработает против вас на воде.

Большинство каноэ спроектировано так, чтобы они плыли по ровной и спокойной воде, а это значит, что ваше каноэ хочет стоять на воде ровно и именно в этом положении будет вести себя максимально стабильно и послушно.


“Обратим же наш взгляд на современные облегчённые каноэ из пластика, стекловолокна, дакрона и на самые дорогие – карбоновые и добавим же балласт к ним!” (откуда-то из Библии каноэ).


Что такое балласт и зачем он нужен?

Правильное размещение дополнительного веса, называемого балластом, в вашей лодке помогает вернуть каноэ в горизонтальное ровное положение, особенно в случае несоответствия веса между гребцами или в случае соло-каноинга.

Балласт может скорректировать положение корпуса вдоль линии киля и помогает держать каноэ ровно при нулевой загрузке для коротких прогулок, так и при полной заполненности снаряжением в походах.

Необходимость дополнительного веса в каноэ не является признаком какого-то конструктивного просчёта или неправильном выборе материалов – это просто побочный продукт того, насколько лёгкими стали современные каноэ.

Каноэ OldTown. Кадр из фильма Shallow Hall
Кадр из фильма Shallow Hal (2001)

Для ультралёгких современных каноэ из стекловолокна и карбона, с их малым весом вплоть до 15 кг и высокой усадкой корпуса, потребность в дополнительном весе для оптимальных характеристик управляемости явилась даже большей необходимостью, чем это было раньше.

Добавление балласта было обычным делом десятилетия назад, когда каноэ использовали для работы вместо отдыха. Тогда корпус весил от 25 до 60 кг. В те дни лесорубы, гиды, охотники, спортсмены и прочие люди знали, что нужно добавлять небольшой балласт, когда их лодки не загружены.


Преимущества балласта

Добавление балласта понижает центр тяжести каноэ. Добавляя всего 20 кг, одиночный гребец значительно увеличивает стабильность, практически удаляя обратный маятниковый эффект, появляющийся при соло-гребле.

Другое заметное изменение – это увеличение скорости и улучшенная манёвренность – импульс и инерция будут удерживать каноэ в скользящем движении между гребками и уменьшат парусный эффект от ветра и волн. У вас больше шансов остаться на нужной траектории и скользить сквозь волны.

Каяк гружёный камнями для стойчивости
Балласт в каяке

Рецепт добавления балласта от PaddlingMag

“Лучший способ добавить балласт в каноэ – использовать мешки с водой. Возьмите два больших сухих мешка объемом 20 и 30 литров, наполните 20-литровый мешок водой, скатайте верх и закройте его. Затем поместите его внутрь 30-литрового мешка и закройте его. Вода будет вытекать из первого мешка медленно, но не из второго.

Опустите сухие мешки в центр каноэ. При необходимости отодвиньте мешок вперёд или назад или из стороны в сторону. Всего лишь с 20 литрами воды вы наберете 20 кг веса для использования в качестве противовеса, а в незагруженной лодке вы заметите значительные изменения в том, как справляется ваше каноэ.

Когда причалите к берегу и наступит время транспортировки, вылейте воду из балластных мешков, прикрепите пустые пакеты и перенесите ваше лёгкое каноэ.”

Также можно использовать песок, как на слайдшоу ниже.


Мой собственный способ

По опыту скажу, что, если складывать воду мешками в каноэ, скорее всего вода будет повсюду )) Вместо мешков с водой в качестве балласта (или песок как вариант), я в свои соло-прогулки беру деревянный ящик своего собственного производства. Ящик (wannigan) очень удобен, так как в него можно положить действительно необходимые вещи, защитив их от непогоды и не таскать с собой 20 кг бесполезного веса. Обычно я беру еду, воду и одежду на случай непогоды, фотоаппарат, набор первой медицинской помощи и прочие вещи из обязательного набора канойщика (об этом будет отдельная статья), а если идти на рыбалку, то и многие нужные на рыбалке вещи и снасти.

Традиционный ящик для хранения багажа в каноэ (canoe wannigan)
Традиционный ящик для хранения багажа (Wannigan)

Автор оригинала статьи: Brent Statten. Фото обложки: Ontario Tourism

Оригинал статьи на английском читайте на paddlinmag